Архитектурные проблемы и способы их решения

Система тендерного распределения заказов на проектирование приводит к выпуску некачественной проектной продукции. Резко снижается уровень проектирования . Получение заказа должно осуществляться путём творческого конкурса с оценкой его результата профессиональным жюри. Художественное качество архитектурного произведения как явления искусства не позволяет приравнивать его к обычной продукции или услугам.

Автор проекта должен иметь возможность осуществить весь процесс проектирования от концептуальной части до рабочих чертежей. Без согласия авторов передача проектирования другому авторскому коллективу недопустима на любой стадии проектирования. Нельзя допускать изменений ранее согласованной проектной документации, инициированных заказчиком или подрядчиком без согласия авторов проекта.

Проекты интерьеров общественных помещений и витрин должны быть согласованы авторами проекта здания.

Недопустимо провоцировать демпинговые цены, ведущие к снижению качества проектирования и строительства.

Исключение архитекторов из состава рабочей и государственной комиссий не дает возможности авторам проекта влиять на качество строительства и препятствовать изменению архитектурно-художественных решений. Нарушается равноправное взаимодействие структуры "заказчик-архитектор-подрядчик", что наносит непоправимый вред градостроительной среде и, тем самым, обществу

Будущее архитектурной профессии в России. Вопросы о профессиональных стандартах архитектурной практики в России.

На фоне законодательных и организационных перипетий, в сетях которых оказалась архитектурная профессия после перестройки в России, остается только удивляться, как еще не развалился цех, выдержавший строительные бумы и финансовые кризисы последние двадцать лет. Событий было настолько много, и в большинстве своем настолько разрушительных для нормального функционирования проектного дела, что вопрос о том, насколько современная архитектурная практика России соответствует международным стандартам архитектурной деятельности, никогда даже и не ставился в повестку дня. Между тем исторически сложившаяся высокая культура искусства проектирования в нашей стране все еще передается новым поколениям архитекторов и является тем уникальным опытом, на котором сегодня из последних сил вопреки всему держится профессия.

Архитектурному сообществу России – и прежде всего структурам СРО – для обеспечения конкурентоспособности архитектурной профессии сейчас как никогда нужен концептуальный системный документ, содержащий совокупность принципов, которые могут быть положены в основу отечественной профессиональной архитектурной деятельности. Речь пойдет о Стандартах архитектурной практики (САПр) – системы документов по регулированию архитектурной деятельности, определяющей хронологию работы в современной рыночной модели отношений «заказчик – архитектор – подрядчик» и процедурах управления бизнес-процессами проектирования, которых придерживается архитектурное сообщество, работая в условиях свободного рынка. Основой для такого документа может стать Соглашение Международного союза архитекторов по рекомендуемым международным стандартам профессионализма в архитектурной практике (ACCORD). Этот документ – результат коллективного стремления международного сообщества архитекторов объективно выявить все те стандарты и методы ведения архитектурной практики, которые считаются наилучшими и наиболее эффективно, будут служить интересам общества. К слову сказать, представитель САР участвовал в работе по подготовке данного документа с самого начала, а около пяти лет назад САР официально одобрил последнюю редакцию соглашения и рекомендовал его базовые положения для включения в российское законодательство. И хотя на официальных сайтах, например СРО ГАРХИ и ГАП, отдельные положения данного документа вывешены как стратегические, в реальности положение архитектора и сферы его ответственности (в том числе и за безопасность строительства) в России ужасающе далеки от общепринятых передовых зарубежных норм регулирования архитектурной профессии. Такой вывод автору статьи позволяет сделать многолетнее наблюдение за практикой адаптации международных инвестиционных строительных проектов к российским реалиям.

В основу концепции рекомендуемых Международных стандартов архитектурной практики положена совокупность принципов профессионализма: компетентность, независимость суждений, преданность делу и ответственность, – основанных на системе непрерывного профессионального развития. Эти принципы раскрываются в понятиях и определениях, которые уточняют отдельные положения Стандартов с учетом практики их применения и посвящены направлениям развития всех составляющих профессии: • основные требования к базовому образованию, требования к послевузовской практике и дальнейшему непрерывному профессиональному образованию (правила проведения практик и стажировок), • политику в области подтверждения квалификации, правила подготовки и прохождения квалификационной аттестации, • организационные стандарты практической деятельности: этика, объемы услуг и способы их предоставления, договорные отношения, юридические формы практик, роль архитектурных объединений и т.д.

Прежде всего, надо отметить, что существует несколько краеугольных несоответствий, опосредованными результатами которых, на мой взгляд, и является неприемлемое качество отечественного строительства и ярое желание заказчиков работать непременно с зарубежными архитекторами.

  1. Основные определения Стандартов. Международные стандарты начинаются с определений «архитектурная практика» и «архитектор».Как оказалось, в нашем отечественном законодательстве определения «архитектор» не существует. Нет определения – нет профессии. И ее действительно в России практически нет. Рассмотрим подробнее, почему это так и на каком юридическом поле разворачиваются основные принципы профессионализма и ответственности архитекторов.
  2. Положение Стандартов об объеме архитектурных услуг в рамках практики.Законодательно установленные ареалы сфер влияния архитектора- профессионала в структуре инвестиционно - строительного процесса в России и за рубежом несопоставимы (объем исследования не позволяет детально проанализировать опыт каждой страны, поэтому примеры условно укрупненные, без деталей). Охват практической деятельности архитектора за рубежом простирается от этапа первого проектного замысла частного заказчика или девелопера через весь жизненный цикл инвестиционного проекта вплоть до момента, когда здание построено и начало функционировать.

    В зависимости от страны, период профессиональной вовлеченности архитекторов в процесс разработки и осуществления проекта разбит на 8–12 стадий и включает в себя следующий перечень услуг и проектных работ:

    • стадия 1-предпроектная:анализ площадки строительства и рекомендации заказчику по методу ведения работ, составу документации и привлекаемых специалистов, прохождения согласований, влияния пожеланий заказчика на общую стоимость проекта, составление предварительного графика проектных и строительных работ;
    • стадия 2 – разработка концептуального предложенияс учетом разработок консультантов-смежников для определения приблизительной стоимости строительства и корректировки технического задания заказчика;
    • стадия 3 – разработка на основе предыдущей утвержденной стадии«схематического проекта», с определением основных инженерных предложений, предварительной стоимости и продолжительности строительно-монтажных работ по объекту (по объему проектной документации – меньше стадии «Проектная документация»);
    • стадия 4 – разработка«детального проекта», включая смежные разделы, с доработкой информации по стоимости строительства, и подготовка его к согласованиям (по объему проектной документации – более подробна, чем стадия «Проектная документация»);
    • стадия 5 – разработка рабочей документации cо спецификациями материалов и детальным перечнем объемов и количества работ. Формирование предполагаемого графика строительства, тендерной документации и уточнение сметной стоимости строительства;
    • стадия 6 – участие в подготовке и проведении тендерной процедуры по выбору подрядчиков (предложения заказчику по списку участников тендера, подготовка совместно со специалистами-смежниками отчета о результатах его проведения);
    • стадия 7 – подготовка рекомендаций для заказчика по выбору подрядчика, подготовке договора на подрядные работы и ответственности сторон, в том числе и архитектора, по строительному подряду;
    • стадия 8 – операции по надзору на строительной площадке: контроль за выполнением договора подряда, проведение совещаний на строительной площадке, подготовка регулярных отчетов заказчику о ходе строительства (соответствие объемов и качества работ и материалов проектным спецификациям, подготовка финансового отчета заказчику о соответствии выполненных на стройке работ условиям строительного договора), участие в сдаче проекта в эксплуатацию и ответственность в период обнаружения дефектов.

    Как видим, зарубежная система архитектурной деятельности в рамках практики основана на следующих принципах:

    • профессиональной ответственности архитекторов за проект на протяжении всего жизненного цикла инвестиционного проекта, включая строительство: ни один подрядчик не получит от заказчика или инвестора очередной финансовый транш на строительство объекта, пока последний не будет уведомлен архитектором – автором проекта, что текущие работы на площадке выполняются в соответствии с установленными контрактом качеством, стоимостью и сроками работ;
    • проектирование в размере фиксированной цены, т.е. в соответствии с финансовыми возможностями заказчика. При этом архитектор отвечает до окончания строительства за то, что здание будет спроектировано и построено за оговоренную заказчиком сумму;
    • функциональное проектирование – фасады и визуализации у зарубежных архитекторов появляются только на третьей стадии проектирования, после того, как ясна и утверждены функциональная, инженерная и финансовая схемы проекта;
    • информативность или сопровождение проектной документации детальными спецификациями по проекту. В нашей стране положение архитектора драматично. Одна из причин – оставшаяся с советских времен и до сих пор законодательно закрепленная роль архитектора только как изготовителя проектной документации, без какой-либо возможности как участвовать в разработке бизнес-концепции проекта, так и влиять на процесс реализации объекта в целом (отсутствие нормы обязательного ведения авторского надзора настоящего автора проекта за строительством объекта). Сегодня установлен минимум официальных стадий разработки проектной документации и ограничен документация» и «рабочая документация».
  3. Положения Стандартов об образовании и уровне профессиональной квалификации.

    Зарубежные профессиональные архитектурные объединения очень заботятся об уровне квалификации своих членов. Вызвано это не только необходимостью обеспечивать безопасность строительства, но и жесткими требованиями, устанавливаемыми страховыми фирмами. Во всех цивилизованных странах этому способствует формируемый профессиональными объединениями Национальный регистр архитекторов (физических лиц), который предоставляет заказчику данные об образовании и истории практики каждого зарегистрированного члена объединения. И в то же время является эффективным механизмом, блокирующим порочную практику покупки дипломов или иных противоправных действий, которые могут ввести в заблуждение заказчика относительно профессионального уровня того или иного кандидата на выполнение работ. В Стандартах заложен еще один из важнейших принципов – непрерывного профессионального развития для архитекторов, описывающий не только стандарт получения академической квалификации определенного объема (бакалавр, магистр, мастер, доктор), но и должным образом проведенной процедуры демонстрации практической квалификации претендента, профессиональных знаний и навыков. Регистрация или лицензирование (сертификация) служат официальным юридическим подтверждением квалификации данного лица, что препятствует выполнению неквалифицированными лицами определенных функций. Обязательным во многих странах является регулярное (через несколько лет) подтверждение квалификации, которое фиксирует профессиональный рост (курсы повышения квалификации, участие в конкурсах и выставках и т.п.).

    В Стандартах перечислены основные направления, по которым рекомендуется осуществлять проверку знаний архитекторов на право получения доступа к самостоятельной деятельности. К ним относятся (привожу адаптированную выдержку из текста Стандартов):

    • Проектный менеджмент / управление ведением проекта. Пункт подразумевает наличие знаний, умений и навыков в управлении коллективом, ценой, сроками и качеством работ.
    • Проведение консультации по выбору площадки для строительства. Предварительное обследование возможных вариантов площадки и целесообразности размещения объекта, включая потенциал его развития на каждой из предполагаемых площадок.
    • Контроль над затратами при строительстве. Предварительная оценка и определение стоимости строительства, предлагаемой архитектором заказчику; выбор максимально экономичного процесса строительства и контроль над уровнем затрат на стадии строительства.
    • Проектирование. Разработка и утверждение технического задания заказчика, проектирование и выпуск проектно-строительной документации; согласования проекта.
    • Выбор подрядчиков. Выбор подрядных и субподрядных организаций; процесс подготовки и согласования подрядов на строительство; помощь при заключении строительных контрактов.
    • Управление контрактом. Оказание поддержки при управлении строительством; контроль и проверка качества; наблюдение, инспектирование и отчет о работах на площадке;
    • Планирование эксплуатации и техобслуживания сооружения. Оказание помощи в управлении собственностью и организации техобслуживания здания, надзор за объектом после занятия его владельцем (период обнаружения дефектов).

    Услуги архитектора не ограничиваются предоставлением вышеперечисленных основных услуг. МСА признает, что в разных юрисдикциях предоставляются и другие услуги, такие как градостроительство, реставрация исторических сооружений, обновление существующих зданий и множество других. Эти услуги предоставляются повсюду, где архитекторы способны их выполнить, опираясь на соответствующее образование, практические навыки и опыт работы. В России стоит острый вопрос, который заключается в готовности и желании отечественных профессионалов взвалить на себя груз ответственности за стратегические (управленческие) и отчасти финансовые составляющие проекта, которые сейчас находятся в руках технического заказчика, чтобы иметь возможность конкурировать с зарубежными архитектурными мастерскими. Мы сейчас находимся в уникальной, но, боюсь, короткой по времени ситуации, когда вслед за реформами высшего образования существует возможность поднять и послевузовский этап первых лет работы молодых архитекторов, как целенаправленную и определенным образом структурированную форму архитектурного обучения.

    Отечественная практика подготовки архитекторов должна учитывать различия между академической подготовкой и профессиональной квалификацией, предусматривать необходимость практической стажировки выпускников вузов, которая, в совокупности с академической подготовкой и демонстрацией знаний посредством квалификационного экзамена, позволяет считать их профессионально пригодными к ведению архитектурной практики. Сегодня это позволяют сделать предложения, внесенные в до сих пор обсуждаемый проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Вступивший в силу новый отечественный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС III) в направлении «Архитектура» предписывает подготовку специалистов по двум квалификациям (академическим): «бакалавр архитектуры» и «магистр архитектуры». Профессиональный цех сегодня должен быть готов отреагировать на разницу в сумме знаний, умений и навыков, которые принесут в мастерские молодые специалисты. Необходимо воспользоваться текущей ситуацией в СРО и сфокусировать программы обязательных курсов повышения квалификации для ознакомления с международными стандартами практики архитекторов – специалистов среднего звена и молодежи. Ведь для нынешних выпускников проектный менеджмент и управление ведением проекта – уже понятные на теоретическом уровне дисциплины. Отработанные программы потом могут стать базой профессионального экзамена на право быть зарегистрированным членом профессионального архитектурного сообщества.

    Идеологической базой для изменения отечественной архитектурной практики должны стать отечественные Стандарты профессиональной деятельности, на которые в силу законодательства о саморегулировании должны опираться СРО в своей работе. Отдельные нормы и правила в нашей практике существуют. Усилиями СРО и Союза архитекторов России они должны быть собраны на платформе принципов непрерывного профессионального развития с тем, чтобы можно было эффективно вносить нашу практику в функционирующую среду мировой архитектуры и тем самым изменить нынешнее бедственное положение архитектурной профессии в России.