Сравнительный анализ немецкой классической эстетики

Тема настоящего исследования обширна. И широта ее определяется не количеством каких-либо печатных единиц, а содержательностью и многомерностью своих составляющих. С точки зрения страниц, чернил и количества знаков перед нами достаточно ограниченный и подчеркнуто фрагментарный набор чернового материала, оставленного в виде лекций и заметок на полях. С точки зрения очерченной проблематики и намеченных горизонтов мы оказываемся словно бы в загадочной точке пересечения противоречий. Уже при первом приближении краткие эстетические cogitationes Фихте производят впечатление, будто бы именно здесь где- то на полпути между Кантом, Шиллером и Шеллингом было тематизировано все то, что так или иначе составило круг в рамках философского дискурса об искусстве и характере эстетики как дисциплины философии на всем протяжении последующей истории философии.

Цель исследования

Выявить закономерность и произвести сравнительный анализ ярких представителей немецкой эстетики конеца XVIII-первая пол. XIXв., определить факторы, которые повлияли на мировую эстетику. Таким образом полагаясь на общеизвестный опыт выдающихся философов можно развивать и прививать современную эстетику сегодня.

конец XVIII- первая пол. XIXв. Немецка я Классич еская эстетика


Представители: И.Кант, Ф.Шилл ер, Г.Гегеле м, И.Г.Фихте

Характер мировоззрения эпохи Эстетическое знание Канта, Шеллинга и Гегеля помещено в контекст их общефилософской системы, выступающей в качестве некоей универсальной модели всего существующего. Эстетические учения более поздних этапов уже утрачивают это качество системности, обращаются к анализу отдельных аспектов и сторон философии искусства. Таким образом в лице немецкой классической философии мы наблюдаем своего рода последнюю попытку европейской культуры представить целостное знание о всех аспектах существующего мира в рамках всеобъемлющей теоретической системы. Внимание к эстетике у каждого из перечисленных мыслителей было вызвано не столько специальным интересом к искусству, сколько стремлением разработать необходимые компоненты, придающие завершенность философской системе. Язык теоретиков немецкой классической эстетики очевидно сложнее, чем их предшественников ; на первый взгляд кажется, что философы излагают свои суждения в чрезвычайно затуманенной и абстрактной форме, имеющей отдаленное отношение к художественному творчеству и искусству. Вместе с тем, через оперирование максимально обобщенными понятиями, углубление диалектического метода мышления, эти авторы смогли вывести обсуждение эстетической проблематики на новый уровень, поднять теоретическую планку эстетических доказательств и выводов. После немецкой классической эстетики уже нельзя было теоретизировать по поводу искусства так, как это делали, к примеру представители эстетики классицизма или Просвещения, зачастую сближаясь с беллетристикой, опираясь на философию "здравого смысла".

Основа эстетич. взглядов. И.Кант подробно разработал важнейшие проблемы эстетики: учение о вкусе, основные эстетические категории, учение о гении, понятие искусства и его отношения к природе, классификацию видов искусства. Кант объясняет природу эстетического суждения, которое отлично от логического суждения. Эстетическое суждение является суждением вкуса, логическое имеет своей целью поиск истины. Особым видом эстетического суждения вкуса является прекрасное. Философ выделяет несколько моментов в восприятии прекрасного. Во- первых, это бескорыстность эстетического чувства, которое сводится к чистому любованию предметом. Второй особенностью прекрасного является то, что оно есть предмет всеобщего любования без помощи категории рассудка. Он также вводит в свою эстетику понятие «целесообразность без цели». По его мнению, красота, являясь формой целесообразности предмета, должна восприниматься без представления о какой-либо цели. Проблемы эстетики занимали важное место в философии Г.Гегеля. Систематическое изложение гегелевской эстетической теории содержится в его Лекциях по эстетике. Эстетика Гегеля – это теория искусства. Он определяет искусство как ступень в развитии абсолютного духа наряду с религией и философией. В искусстве абсолютный дух познает себя в форме созерцания, в религии – в форме представления, в философии – понятия. Красота искусства выше естественной красоты, поскольку дух превосходит природу. Гегель отмечал, что эстетическое отношение всегда антропоморфно, красота всегда человечна. Свою теорию искусства Гегель представил в виде системы. Он пишет о трех формах искусства: символической (Восток), классической (античность), романтической (христианство). С различными формами искусств он связывает систему разных искусств, различающихся по материалу. Началом искусства Гегель считал архитектуру, соответствующую символической ступени развития художественного творчества. Для классического искусства характерна скульптура, а для романтического – живопись, музыка и поэзия.

Осн. черты искусства эпохи. Опираясь на философско- эстетическое учение Канта, создает свою эстетическую теорию Ф.В.Шеллинг. Она представлена в его сочинениях «Философия искусства» и «Об отношении изобразительных искусств к природе». Искусство, в понимании Шеллинга, представляет собой идеи, которые в качестве «вечных понятий» пребывают в Боге. Следовательно, непосредственным началом всякого искусства является Бог. Шеллинг видит в искусстве эманацию абсолютного. Художник обязан своим творчеством вечной идее человека, воплощенной в боге, который связан с душой и составляет с ней единое целое. Это присутствие божественного начала в человеке и есть «гений», который позволяет индивиду овеществить идеальный мир. Он утверждал идею превосходства искусства над природой. В искусстве он видел завершение мирового духа, объединение духа и природы, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, сознательного и бессознательного, необходимости и свободы. Искусство для него – это часть философской истины. Он ставит вопрос о создании новой области эстетики – философии искусства и располагает ее между божественным абсолютом и философствующим разумом. Истоки философии романтизма находятся в субъективном идеализме Фихте, возвестившего в качестве первоначала субъективное «Я». Исходя из концепции Фихте о свободной, ничем не ограниченной творческой деятельности, романтики обосновывают автономию художника по отношению к внешнему миру. Внешний мир у них подменяется внутренним миром поэтического гения. В эстетике романтизма разрабатывалась идея креативности, согласно которой художник в своем творчестве не отражает мир таким, какой он есть, а создает его таким, каким он должен быть в его представлении. Соответственно этому возрастала роль самого художника. Так, у Новалиса поэт выступает как прорицатель и маг, оживляющий неживую природу. Для романтизма характерно отрицание нормативности художественного творчества, обновление художественных форм. Романтическое искусство метафорично, ассоциативно, многозначно, оно тяготеет к синтезу, к взаимодействию жанров, видов искусства, к соединению с философией и религией.

Вывод

Таким образом, философия Фихте может быть прочитана как эстетическая не столько по степени представленности в ней эстетической проблематики как таковой, сколько по общему своему настрою как искусство философствования. Фихте не дал развернутой эстетической теории, но он открыл возможный способ философствования в смысле особого искусства. Именно он «отдал» искусство эстетике и превратил ее в необходимую составляющую философского дискурса, сделал эстетическое неотъемлемым качеством человечности.