От дорожного булыжника до глянца на фасаде

История первых сооружений из кирпича уводит нас в шумерскую цивилизацию - 3000 лет до нашей эры, в Древнюю Месопотамию. Представители этой цивилизации строили свои роскошные храмы из того что было под рукой: они замешивали глину с тростником и формировали из этого блоки. Храмы, которые строил этот удивительный народ, к сожалению, в наше время не сохранились, остались только руины. Основная причина – это влажный, сырой климат Двуречья и полное отсутствие нормального строительного материала.

Одна из особенностей глины является пластичность, добавляя песок и тростник, можно регулировать необходимую жёсткость консистенции исходного материала для изготовления кирпича-сырца. Главным достоинством такого изделия можно назвать доступность и низкую себестоимость. Сегодня такой кирпич применятся для строительства малоэтажных зданий в бедных районах в странах Азии.

Со временем кирпич становится все более популярным материалом. Способствует этому появление керамики, ведь она как раз является обожженной глиной. Поэтому постройки из кирпича появляются практически по всему земному шару.

Первым упоминанием о клинкере появились в 1743 году в городе Бакхорно Дания. Именно там была открыта мастерская по обжигу кирпича, который мог использоваться только для строительства дорог. Глубокий обжиг позволял добиваться свойств сравнимым с булыжником, ногораздо более простой в укладке. В это время Европа переживает настоящий строительный бум: возводятся города, появляются новые предприятия и  все это требует развития сопутствующих инфраструктур, а в частности именно дорог. Для их мощения использовался камень, но в некоторых районах он быстро заканчивался, а в другие его и вовсе не было. Изысканное, хоть и не простое решение применили именно голландцы, они научились обжигать глину до полного спекания. Для изготовления дорожного клинкера, голландцы использовали в основном иловатую глину, которая представляла собой продукт первичных отложений. В естественном состоянии такая глина не обладала однородность и пластичностью. Что бы добиться таких свойств глину подвергали предварительному разрыхлению путём вымораживания в зимний период времени. Плотные сланцевые глины измельчали с помощью дробильных вальцов или механического бегуна. Сухой измельчённый глиняный порошок просеивали через цилиндрическое сито. Далее смешивали с водой и отправляли на  переработку, на механическую глиномялку. Таким образом, порошок превращался в однородную глиняную массу. Формирование кирпича выполнялось при помощи ящичных прессов. Стандартный ящичный пресс располагал формами на пять кирпичей. Далее производилась сушка сырца. В среднем этот процесс занимал от 24 – 60 часов. Время сушки зависело от свойств глины. Обжиг клинкерного кирпича длился в печи до десяти недель.Печь состояла из трёх стен, между которыми загружался сырец. В нижней части печи оставлялись каналы, которые соответствовали отверстиям в наружных стенах,  прикрываемые заслонками. Производство было не быстрым, но дешёвым по себестоимости, по сравнению с камнеобрабатывающим производством. Именно поэтому производство клинкера приобрело масштабный характер. Первой масштабной европейской постройкой считается вымощенная дорога от Амстердама до Гарлема. Позднее широкое распространение клинкер получает по всей Европе, а также в городах США.

Первый завод по обжигу клинкера в царской России образовалось только к 1884 году на территории Черниголовской губернии в деревне Топчиевка. Изделия изготавливались на шнековых прессах, предназначенных для пластического формования глиняных изделий определённой влажности. Глиняная масса выжималась в виде непрерывной ленты, которой задавались размеры, и придавалась форма. Далее выходящую глиняную ленту резали на определённые отрезки заданных размеров. До 1904 года клинкер обжигали большими кусками, а потом дробили, тем самым получая мостовой клинкер. Развиваясь, глиняную ленту резали на кирпичи заданных размеров и обжигали в немецкой гофманской печи. Печь состояла из 14 камер и ее производительность достигала 23 тысяч штук кирпича. Печь Гофмана давала до 50% брака в виде недожога и требовала модернизации. В 1908 году модернизация гофманской печи сократило количество недожога на четверть, путем изобретения камеры вместо кольца с обратным пламенем.

После Октябрьской революции, заводы по производству клинкера выпускали незначительное количество продукции. Клинкер использовался только для кладки печей и дорожного строительства. перешли в ведение местных дорожных организаций. Не смотря на это, совершенствовался способ производства клинкера. Осваивались сухой и полусухой методы производства, что значительно снижал процент брака.

В октябре 1961 года 22 съездом КПСС промышленное производство клинкерного кирпича было ликвидировано, вплоть до 1990 года клинкер в России не изготавливался.

Сегодня производственные компании и заводы по производству клинкерного кирпича на территории России выпускают продукцию хорошего качества на опыте европейских мастеров.

Наблюдается повышенный спрос на клинкерную продукцию, в связи с увеличением малоэтажного частного строительства и необходимости в экологически безопасных строительных материалах. Не стоит забывать, что немецкая педантичность и сдержанный дизайн сформировался столетиями. А богатый производственный опыт и устоявшиеся технология, и методы обработки глины постоянно развиваются и открыты инновациям.

Клинкерный кирпич является результатом синтеза вековых традиций и инновационных технологий производства, который все больше и больше используется для чистовой отделки фасада.