Историческое становление ВХУТЕМАСа и Баухауза

Художественная культура Германии и России первой трети XX века способствовала рождению нового вида искусства, который получил название «индустриальный дизайн». Предпосылками создания этого направления были: промышленная революция, авангардные художественные течения рубежа XIX— XX столетий, художественный стиль модерн, появление ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские) и Баухауза (Высшая школа строительства и художественного конструирования)

Промышленная революция в России стала возможна благодаря экономическим, политическим и социокультурным изменения общества рубежа XIX—XX веков. По утверждению ряда историков культуры, эти годы были временем культурного ренессанса. Положительные изменения культуры были обусловлены буржуазными реформами середины XIX столетия. Они обозначили начало капиталистического пути развития России, что потребовало более высокого культурного уровня развития общества.

Художественное творчество, отвечая требованиям времени, выступило средством преображения действительности, став универсальным, объемлющим все без исключения сферы человеческого существования. Более того, в конце XIX — начале XX столетия были упразднены строгие границы жанров и художественное творчество, стало многогранным — Московский и Питерский модерн.

Предметы быта, как часть вещественной культуры своего времени, по-новому выражались в художественно осмысленных предметах и в оформлении предметно- пространственной среды в целом. Это была уже часть художественной промышленности, которая находилась в конце XIX столетия в стадии интенсивного развития, как и вся промышленность в целом.Низкая образованность основной части населения страны, и в частности рабочего класса, затрудняла модернизацию промышленного производства, основой которого была машинная индустрия. В связи с этим в 1888 году были утверждены «Основные положения о промышленных училищах» (основной закон в сфере профессионального образования до 1917 года). Подготовкой кадров для художественного производства в это время занимались российские художественно-промышленные учебные заведения, ставшие на этом этапе не только «кузницей кадров», но и крупной производственной базой, где выполнялись самые разные художественно-ремесленные работы — от ювелирных украшений до архитектурного убранства.

Первым, по времени основания, отечественным учебным заведением художественно- промышленного профиля являлось Строгановское Центральное училище технического рисования в Москве, обязанное своим появлением в 1825 году (тогда оно называлось Школа рисовальная в отношении к искусствам и ремёслам) видному общественному деятелю, знатоку и собирателю искусства — графу Сергею Григорьевичу Строганову. Училище стало предтечей ВХУТЕМАСа и одной из основ его структуры.

В Германии времён империи, так же как и в России, наблюдался расцвет производства, идеи технического прогресса проникли во все сферы культуры. Основным стилевым направлением становится югендстиль (обозначение стиля модерн в Германии). Для него характерно создание художественно-ремесленных мастерских и понимание художника как универсала, соединившего в себе архитектора, графика, живописца и теоретика. Новым в политике Германии стало пристальное внимание к взаимодействию разных направлений в художественном искусстве. Страна стала центром развития архитектуры, ремесла и промышленной продукции. Конкуренция за рынки сбыта продукции привела правительство Германии к идее создания Веркбунда (немецкого производственного союза), что и было сделано 7 октября 1907 года.Союз вёл активную пропаганду достижений немецкой индустрии и издательскую деятельность. Особое внимание уделялось подготовке кадров художников для промышленности. Одним из образовательных учреждений художественно-промышленного профиля была Школа прикладного искусства в Веймаре, которую возглавил приехавший в Германию из Бельгии А. ван де Вельде. В дальнейшем именно эта школа, вместе с Высшей школой искусства, станет основой Баухауза.

Последствия Первой мировой войны и революций в России и Германии негативно сказались на развитии художественного творчества и художественно-промышленного производства.

Так, послереволюционные события в России способствовали разрушению относительной замкнутости художественной культуры, когда возникла зависимость от социального заказа. В первые годы после октябрьского переворота (1917) наблюдалось большое разнообразие в направлениях и стилях. По подсчётам Х. Арпа и Э. Лисицкого, издавших в 1925 году книгу «Измы в искусстве», тогда насчитывалось около семидесяти семи направлений. В двадцатые годы становится популярным лозунг: «Искусство — в производство». В художественной практике шли поиски нового визуального языка, способного отразить революционную действительность. Обобщая, можно выделить два течения: одно вело поиски в русле традиционного реалистического искусства, другое, так называемое левое течение, искало новые формы. Эти события, естественно, отразились и на образовании в сфере искусства. Первая реорганизация художественного образования была проведена в 1918 году, что вылилось в создание Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). Основной задачей художественных учебных заведений было интегрирование искусства в промышленность.

Вторая реформа художественного образования закончилась созданием Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Мастерские появились в 1920 году на базе Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских. Целью деятельности нового учебного заведения была подготовка художников- мастеров высшей квалификации для промышленности, преподавателей и руководителей в области художественного проектирования, отвечающих требованиям новой культуры

Возникновение немецкого Баухауза происходило в схожих политических, экономических и социально-культурных условиях. Поражение Германии в войне, революция 1918 года и образование Веймарской республики привели к необратимым изменениям в её общественно-политическом устройстве, искусстве и культуре в целом. Культуру Веймарской республики называют «культурой прорыва». Её особенность определялась противоречием между модернизацией и страхом перед ней, радикализмом и желанием сохранить старые ценности. В целом эти противопоставления и противоречия характерны для экспрессионизма, который стал символом духовного мира человека и его чувственных переживаний. В то же время в культуре и искусстве Германии появляется новое течение Neue Sachlichkeit («Новая вещественность», или «Новая деловитость»), направленное на реалистическое отражение действительности с чертами авангарда. Несмотря на политические и экономические изменения в стране, реализация программ Веркбунда была так же актуальна, как и ранее, особенно при подготовке художественных кадров для промышленности. Поэтому 1919 году в Веймаре В. Гропиус открыл Баухауз — на основе Школы прикладного искусства А. ван де Вельде и Высшей школы искусств. В новом учебном заведении нашли своё отражение идеи авангардистов, конструктивистов и урбанистов начала двадцатых годов о преобразования мира через искусство. Также в основу первых учебных программ Баухауза, в частности пропедевтических курсов И. Иттена, легли идейные основы экспрессионизма.

Рассмотрев историко-культурные предпосылки возникновения ВХУТЕМАСа и Баухауза, можно сделать вывод, что школы возникли в схожих как в России, так и в Германии политических, экономических и социальных условиях. Но не только история создания школ похожа. Организация процесса обучения и методы были одинаковы. Ректорами ВХУТЕМАСа на протяжении всего времени его существования были: Е. В. Равдель (1920— 1923), В. А. Фаворский (1923—1926) и П. И. Новицкий (1926—1930), возглавивший реорганизованное и переименованное учебное заведение ВХУТЕИН. При первом ректоре ВХУТЕМАСа сложилась структура обучения, состоявшая из двух уровней (с 1923 года):основное отделение (пропедевтические курсы) и последующее обучение на одном из восьми факультетов. Направления подготовки подразделялись по профилям: деревообделочный, полиграфический (графический), металлообрабатывающий, текстильный, керамический, живописный, скульптурный и архитектурный. Стоит уточнить, что в дальнейшем деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты были объединены. В Баухаузе, директорами которого были В. Гропиус (1919 —1928), Х. Мейера (1928—1930), Л. Мис ван де Роэ (1930—1933), система обучения была трёхступенчатой. Первая ступень — форкурс, аналог пропедевтических курсов ВХУТЕМАСа, вторая ступень — обучение на одном из семи отделений: скульптура по дереву и камню, столярная, металла, текстиля, настенной живописи, стекла и керамики. В процессе эволюции школы к ним прибавились театральное, переплётное отделения и мастерская графической печати. Последняя ступень — курс для развития таланта одарённых учеников.

Схожесть структур школ отнюдь не случайна. Преподаватели и студенты ВХУТЕМАСа и Баухауза поддерживали связь между собой посредством периодической печати и поездок-экскурсий. В обеих школах окончательно был сформирован универсальный метод формообразования, основой которого стал абстрактно-композиционный метод моделирования. Он объединил в себе прикладное, станочное и художественно- промышленное искусство.

Несмотря на различия в стратегическом развитии школ, идеологических и стилевых основах, основной целью и ВХУТЕМАСа, и Баухауза оставалась интеграция художественной практики в массовое производство. Объекты предметно- пространственной среды должны были служить на благо и во имя человека, воспитывать его с позиций морально-нравственных установок послевоенного мира.

Закрытие ВХУТЕМАСа и Баухауза было также обусловлено изменением социально- культурных условий. Пережив лишения и ужасы Первой мировой войны, ещё не оправившись от революций, Россия и Германия, так же как и мир в целом, не смогли воспитать в себе истинной морали и нравственности. Причиной реорганизации ВХУТЕМАСа была «…пропаганда формализма под видом пролетарского искусства.». В 1926—27 годах ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН и окончательно закрыт в 1930 году. Баухауз в Десссау был закрыт правыми силами Германии за «культурный большевизм». Попытки спасения школы и её открытие в Берлине как частного учебного заведения были тщетны. Школу ликвидировали в 1933 году пришедшие к власти нацисты.

Сравнительный анализ Баухауза и ВХУТЕМАСа проводился многократно, цель данной статьи заключается в сравнении общих принципов подхода к дизайну, т. е. методологии этих двух школ на основе анализа, а также раскрытии понимания дизайн-образования специалистами этих инновационных учебных центров. Две школы сравниваются по таким аспектам как основы педагогической деятельности, учебные программы, структура обучения, методология, принципы преподавательской деятельности, эксперименты и т. д. Сравнение помогает вычленить наиболее продуктивные моменты трактовки дизайн-образования, вероятнее всего, не утратившие значения до наших дней.

Нужно отметить, что в 1920-1930-е гг. между Баухаузом в Германии и ВХУТЕМАСом в СССР существовали активные профессиональные, творческие и дружеские связи. Профессиональный обмен, постоянные выставки, публикации и переписка оказали большое влияние на формирование методологии и творческой атмосферы в этих школах. Почти одновременно эти учебные заведения стали первыми школами дизайн- образования. ВХУТЕМАС и Баухауз стояли у истоков промышленного проектирования. Именно две эти школы были центрами инноваций и концепций стандартизированного массового дизайна.

Проведя сравнительный анализ первых школ дизайна по наиболее значимым педагогическим и профессиональным показателям, можно вывести следующее:

ВЕРКБУНД

ВЕРКБУНД — Немецкий производственный союз. Объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников. Цель — реорганизация строительства и художественных ремёсел на современной промышленной основе. Члены Веркбунда создавали образцы для промышленного производства — утварь, мебель, ткани и т. п., стараясь придавать им простые, целесообразные, функционально оправданные формы. Они выступали против традиционных эстетических воззрений и кустарной изобразительнос ти в прикладном искусстве. Веркбунд с самого начала своей деятельности старался совместить творческие стремления с массовым промышленным производством. Учредители Веркбунда: Анри ван де Вельде, Петер Беренс, Карл Остхаус, Карл Шмидт.

Веркбунд был образован 7 октября 1907 г. в Мюнхене (Германи привычного дизайна он я).

Иосиф Гофман был австрийским архитектором, которому удалось создать несколько важных движений в искусстве тем самым отойдя от привычного дизайна он создал 2 непохожих друг на друга вида дизайна: ар-нуво и ар-деко. Кресло и диван, которые наиболее узнаваемы у Гофмана, состоящие из множества кубов.

Людвиг Мисс Ван дер Рое. В 1923 году Роэ создал проекты загородных домов — кирпичного и железобетонного. Эти работы ознаменовали собой новую концепцию в архитектуре. Впоследствии, начиная с 1924 года этот принцип становится основным при проектировании жилых зданий. Мис ван де Роэ закладывает новое понимание при разработке внешнего облика здания. Он не стремится заключить функцию в сложный объем, а напротив, целиком подчиняет объемно- пространственное решение назначению здания. Таким образом, получается свободно-расчлененная композиция сооружения.

Вальтер Гропиус. Разрабатывать новый архитектурный язык железобетона и металла Вальтер продолжил при создании административного павильона выставки Веркбунда в Кельне (1914- 15). по проекту Вальтера Гропиуса для Баухауза строится комплекс зданий, ставший чем-то вроде манифеста, который наглядно представлял принципы рационалистичной архитектуры. Смелость в асимметричных формах построения масс отражала функциональные процессы.

БАУХАУЗ

Высшая школа строительства и художественног о конструирования . Это художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующе е направление в архитектуре. Баухауз — учебное заведение, теоретические посылки которого часто сводятся к лозунгу «функционализм », то есть что утилитарно, удобно, то и красиво.

Период: с 1919 по 1933

Представители в Архитектуре: Анри Ван де Вельде, Вальтер Гропиус, Йоханнес Иттен, Адольф Мейер.

Вальтер Горопиус. Здание баухауза.

Вальтер Гропиус. Здание Баухауз в Дессау. 1926

Вальтер Гропиус. Собственный дом в поселке мастеров. 1926

ВХУТЕМАС

Высшие художественно- технические мастерские — московское учебное заведение, созданное в 1920 году в Москве путём объединения первых и вторых Государственны х свободных художественных мастерских (образованных ранее на основе Строгановского художественно- промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества).

Период: 1918-1921

Представители в Дизайне: В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин, И. М. Чайков, Н. А. Ладовский. В Вхутемасе преподавали художники А. Е. Архипов, П. В. Кузнецов, И. И. Машков, Д. Н. Кардовский, А. М. Родченко, В. Е. Татлин.

Л. С. Попова. 1921

Л. С. Попова Эскиз рисунка для ткани.

Л. С. Попова. Эскиз росписи чашки и блюдца.

Владимир Татлин «Угловой контррельеф»

В. Е. Татлин. Памятник III Интернационалу. 1919 Проект.

В 1926 Вхутемас был преобразован во ВХУТЕИН. Высший художественно- технический институт (ВХУТЕИН) — название двух учебных заведений в Ленинграде (основан в сентябре 1922 г. при преобразовании Петроградских Высших государственны х художественно- технических мастерских

Период: 1926- 1930

Представители в Дизайне: А.Родченко, Эль Лисицкий, В.Татлин.

Родченко. Необъективная композиция.

Родченко. Супрематизм.

Связаться с нами

Оставьте ваши контакты и мы сами свяжемся с вами

Имя
Телефон
сообщение

Подписаться на рассылку

Заполните форму и будьте всегда в курсе новостей первыми

Имя
Email
Телефон

Спасибо!
Ваша заявка отправлена

ok
WhatsApp